Готовимся к ОГЭ

Информатика и ИКТ


Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 22.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-4
5-11
12-17
18-22

_________________________________________________________________________________
Почему 0 в степени 0 равно 1?
_________________________________________________________________________________
Задание 1

Информационный объем текста и единицы измерения информации
Информационный объем текста складывается из информационных весов составляющих его символов.
В алфавит мощностью 256 символов можно поместить практически все символы, которые есть на клавиатуре. Такой алфавит называется достаточным.
Т.к. 256 = 28, то вес 1 символа – 8 бит.
Единице в 8 бит присвоили свое название - байт.
Таким образом, информационный вес одного символа достаточного алфавита равен 1 байту
Для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы измерения информации:
1 байт = 8 бит
1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Гб

Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации.
Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit)».
Мощность алфавита и информационный вес символа алфавита: N=2i
Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
K=(количество страниц)*(количество строк)*(количество символов в строке)
I=K*i
i=I/K
K=I/i

Пример1:
Дано:
Книга содержит 150 страниц.
На каждой странице - 40 строк.
В каждой строке 60 символов (включая пробелы).
Найти информационный объем текста.
Решение:
1. Количество символов в книге:
60 * 40 * 150 = 360 000 символов.
2. Т.к. 1 символ весит 1 байт, информационный объем книги равен
360 000 байтов.
3. Переведем байты в более крупные единицы:
360 000 / 1024 = 351,56 Кб
351,56 / 1024 = 0,34 Мб
Ответ: Информационный объем текста 0,34 Мб.

Пример2:
Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
Дано:
Информационный объем текста 3,5 Мб.
Найти количество символов в тексте.
Решение:
1. Переведем объем из Мб в байты:
3,5 Мб * 1024 = 3584 Кб
3584 Кб * 1024 = 3 670 016 байт
2. Т.к. 1 символ весит 1 байт, количество символов в тексте равно
3 670 016. Ответ: Количество символов в тексте 3 670 016.
_________________________________________________________________________________
Задание 6


Исполнитель черепашка
Задание на знание (умение) использовать транспортир, которого на экзамене конечно не будет, либо по формуле Сумма внут­рен­них углов вы­пук­ло­го n-угольника равна 180°(n − 2), по­это­му угол между его сто­ро­на­ми может быть най­ден по фор­му­ле 180°(1 − 2/n)

Повтори х [Вперёд у На­пра­во z], где х количество повторений, у длина штриха, z направление в градусах

- не менее четырех раз и 90 градусов - это фигура квадрат (правильный четырехугольник)
- не менее четырех раз и 120 градусов - это правильный треугольник
- не менее шести раз и 72 градуса - это правильный пятиугольник
- не менее шести раз и 60 градусов - это шестиугольник
Повтори 5 [Вперёд 100 На­пра­во 60] - это ломаная линия
Повтори 6 [Вперёд 10 Направо 72] - правильный пятиугольник
Повтори 9 [Вперёд 50 На­пра­во 60] - правильный шестиугольник
Повтори 5 [Вперёд 100 На­пра­во 120] - правильный треугольник
Повтори 12 [Направо 45 Вперёд 20 На­пра­во 45] - =90° - квадрат
Повтори 5 [Вперёд 80 На­пра­во 60] - это ломаная линия
По­вто­ри 3 [Вперёд 50 На­пра­во 100 На­пра­во 20] - правильный треугольник
Повтори 6 [Вперёд 5 На­пра­во 30] - это ломаная линия

Исполнитель чертежник

Пример1 (№ 925)

Исполнитель Чертёжник пе­ре­ме­ща­ет­ся на ко­ор­ди­нат­ной плоскости, остав­ляя след в виде линии. Чертёжник может вы­пол­нять ко­ман­ду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), пе­ре­ме­ща­ю­щую Чертёжника из точки с ко­ор­ди­на­та­ми (x, y), в точку с ко­ор­ди­на­та­ми (x+a, y+b). Если числа a, b положительные, зна­че­ние со­от­вет­ству­ю­щей ко­ор­ди­на­ты увеличивается, если от­ри­ца­тель­ные — уменьшается.
Например, если Чертёжник на­хо­дит­ся в точке с ко­ор­ди­на­та­ми (2, 4), то ко­ман­да Сместиться на (1, –5) пе­ре­ме­стит Чертёжника в точку (3, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 Команда3 по­вто­рит­ся k раз.

Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:
Сместиться на (1, 3)
Повтори 4 раз
Сместиться на (0, 2) Сме­стить­ся на (3, 1) Сме­стить­ся на (–4, –4)
Конец

Какую ко­ман­ду надо вы­пол­нить Чертёжнику, чтобы вер­нуть­ся в ис­ход­ную точку, из ко­то­рой он начал движение?
1) Сместиться на (–3, –1)
2) Сместиться на (3, 1)
3) Сместиться на (–4, –4)
4) Сместиться на (4, 4)

В решении данного задания будем рассматривать выданный алгоритм чертежнику и будем отвечать на вопрос, который звучит: какую команду необходимо выполнить, чтобы вернуться в исходную точку.
Вообще решением данного задания служит координатная плоскость и правильнее было бы нарисовать оси (X, Y) и выполнить алгоритм со всеми повторениями, НО есть способ проще -> складываем цифры алгоритма т.е. все координаты (можно столбиком). Т.к. есть цикл повтори начнем с него   (0, 2) + (3, 1) + (–4, –4)= (0+3+(-4)),(2+1+(-4)) = (-1,-1)*4=(-4,-4)+(1,3)=(-3,-1)
и так как вопрос исходная точка нам необходимо чертежника вернуть в исходное положение, значит у полученного результата алгоритма меняем знаки на противоположные и все (3,1) - это ответ, который под цифрой 2

Пример 2 (№ 4510)

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (−2, −3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (−4, 0) 
Конец 
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (−9, −3)
2) Сместиться на (−3, 9)
3) Сместиться на (−3, −1)
4) Сместиться на (9, 3)

Решение:  (−2, −3) + (3, 2) +(−4, 0) =(-2+3+(-4)),(-3+2+0)=(-3,-1)+3=(-9,-3) 
Ответ: под номером 1

Пример 3 (№ 864)

Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:
Сместиться на (–3, –6)
Повтори 3 раз
Команда1 Сме­стить­ся на (2, –5) Сме­стить­ся на (3, 3)
конец
Какую ко­ман­ду надо вы­пол­нить Чертёжнику вме­сто ко­ман­ды Команда1, чтобы вер­нуть­ся в ис­ход­ную точку, из ко­то­рой он начал движение?
1) Сме­стить­ся на (–4, –4)
2) Сме­стить­ся на (–2, 8)
3) Сме­стить­ся на (4, –4)
4) Сме­стить­ся на (–4, 4)

Решение: (2, –5) + (3, 3)= (2+3),(-5+3)=(5,-2)*3=(15,-6)+(–3, –6)=(12,-12)/3=(4,-4)
Ответ: под номером 3

Пример 4 ( № 527)
Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:
Повтори 5 paз
Сместиться на (0, 1) Сме­стить­ся на (−1, 4) Сме­стить­ся на (3, −6) Конец
Координаты точки, с ко­то­рой Чертёжник на­чи­нал движение, (4, 0). Ка­ко­вы ко­ор­ди­на­ты точки, в ко­то­рой он оказался?
1) (15, −6)
2) (14, −5)
3) (13, −4)
4) (12, −3)

Решение: ((0, 1) + (−1, 4) + (3, −6))*5=(10,-5) + (4,0)= (14, -5)
Ответ: под номером 2

Пример 5 (№ 467)
Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:
Повтори 7 paз
Сместиться на (−1, 2) Сме­стить­ся на (−2, 2) Сме­стить­ся на (4, −5) Конец
Каковы ко­ор­ди­на­ты точки, с ко­то­рой Чертёжник на­чи­нал движение, если в конце он ока­зал­ся в точке с ко­ор­ди­на­та­ми (1, 1)?
1) (6, 8)
2) (−6, 8)
3) (8, −6)
4) (8, 6)

Решение:((−1, 2) +(−2, 2) + (4, −5))*7=(7,-7) меняем знаки (-7,7)+(1,1)=(-6,8)
Ответ: под номером 2

_________________________________________________________________________________
Задание 15 

Пример1 (№ 934)
Файл раз­ме­ром 36 Мбайт передаётся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 3 минуты. Опре­де­ли­те раз­мер файла (в Мбайт), ко­то­рый можно пе­ре­дать через это же со­еди­не­ние за 240 секунд. от­ве­те ука­жи­те одно число — размер файла в Мбайт. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.

Пояснение:
Переведем минуты в секунды 3 минуты = 180 секунд
Составим пропорцию
1) 36/180=х/240
2)180х=36*240
3)180х=36*240
4)х=(36*240)/180
Ответ 48 Мбайт



Пример 2 (№ 1026)
Файл раз­ме­ром 3840 Кбайт передаётся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 30 секунд. Опре­де­ли­те время (в секундах), за ко­то­рое можно пе­ре­дать через это же со­еди­не­ние файл раз­ме­ром 5760 Кбайт. В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство секунд. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.

Пояснение:
Составим пропорцию
1) 3840 /30=5760 /х
2)3840х=5760*30
3)х=(5760*30)/3840


Ответ 45 Секунд

Пример3 (№ 676)
Файл раз­ме­ром 9 Кбайт передаётся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 36 секунд. Определите, за сколь­ко се­кунд можно пе­ре­дать этот же файл через соединение, ско­рость ко­то­ро­го на 1024 бит в се­кун­ду больше. В от­ве­те ука­жи­те одно число — количество секунд. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.

Пояснение.
Размер пе­ре­дан­но­го файла = скорость передачи ·  время передачи  (S=v*t)
Переведем 9 Кбайт в бит (9*1024*8=73728 бит) – размер файла
Найдем скорость передачи по первой передачи (73728бит)/(36 сек) =2048бит/с
Найдем скорость второй передачи которая на 1024 бит в секунду больше первой (2048бит/с+1024бит/с)=3072бит/с
Найдем время второй передачи файл делим на скорость второй передачи (73728 бит)/(3072бит/с)=24секунды

Ответ 24 секунды
Пример4
Файл раз­ме­ром 4096 байт передаётся через не­ко­то­рое соединение со ско­ро­стью 512 бит в секунду. Опре­де­ли­те размер файла (в Кбайтах), ко­то­рый можно пе­ре­дать за то же время через дру­гое соединение со ско­ро­стью 2048 бит в секунду. В от­ве­те укажите одно число — раз­мер файла в Кбайтах. Еди­ни­цы измерения пи­сать не нужно.

Пояснение.
Размер пе­ре­дан­но­го файла = время передачи · скорость передачи (S=v*t). Заметим, что ско­рость передачи во вто­ром случае в 2048/512 = 4 раза боль­ше скорости в пер­вом случае. По­сколь­ку время пе­ре­да­чи файлов одно и то же, раз­мер файла, ко­то­рый можно пе­ре­дать во вто­ром случае, тоже в 4 раза больше. Он будет равен 4 · 4 Кбайт = 16 Кб.

Ответ 16 Кб

Пример5 (№ 396)
Файл раз­ме­ром 4 Кбай­та передаётся через не­ко­то­рое соединение со ско­ро­стью 1024 бита в секунду. Опре­де­ли­те размер файла (в байтах), ко­то­рый можно пе­ре­дать за то же время через дру­гое соединение со ско­ро­стью 256 бит в секунду. В от­ве­те укажите одно число — размер файла в байтах. Еди­ни­цы измерения пи­сать не нужно.


Пояснение.
Размер пе­ре­дан­но­го файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что ско­рость передачи во вто­ром случае в 1024/256 = 4 раза мень­ше скорости в пер­вом случае. По­сколь­ку время пе­ре­да­чи файлов одно и то же, раз­мер файла, ко­то­рый можно пе­ре­дать во вто­ром случае, тоже в 4 раза меньше. Он будет равен 4/4 = 1 Кбайт = 1024 байт.

Ответ 1024 байт
_________________________________________________________________________________